Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ
Паевский Михаил Сергеевичучитель
8 класс Пушкинского дома покоряет Санкт-Петербург11.10.2015

Санкт-Петербург – город, на протяжение нескольких веков вдохновляющий художников, писателей, поэтов, музыкантов.
Заехали мы сюда ненадолго, на 4 дня, однако это не помешало нам познакомиться с наиболее интересными достопримечательностями северной столицы.

День 1

Вопреки ожиданиям, погода в первый день стояла отличная: ярко светило солнце, заставляя наши сердца биться сильнее в предвкушении приключений.

Наше путешествие началось с обзорной экскурсии по городу. Пока автобус катился по основным улицам, мы слушали рассказ об истории создания Петербурга, в частности о его основателе Петре Первом и о семье Романовых в целом.

После обеда начались по-настоящему увлекательные приключения – мы отправились на выставку «Ужасы Петербурга», которая, несмотря на многообещающее название, ничуть не напугала наших гимназистов. На этом развлечения закончились, и мы приняли решение посетить дом 12 на набережной Мойки - место, известное каждому ученику гимназии. Именно здесь можно было встретить А.С.Пушкина в добром здравии до трагических событий января 1837 года. Печальная атмосфера, сохранившаяся здесь с первой половины 19 века до наших дней, тяжелым грузом легла на плечи юных гимназистов. Все в этом доме молча напоминает о великой потере. Особенно примечательной деталью интерьера являются остановившиеся в роковую минуту часы.

Чтобы немного разрядить обстановку, мы решили прокатиться по рекам и каналам города. Для этого взяли на абордаж катер – с матросами и экскурсоводом. В целом день получился насыщенным и интересным.

Невольно приходишь к мысли о том, как же прав был литературовед В.Н.Топоров, который ввел термин «петербургский миф», означающий неоднозначность, двойственность Петербурга. С одной стороны мы здорово повеселились, прокатившись на катере, а с другой – осознали всю горечь потери, которую понесла русская литература. Дойдя до гостиницы, ребята, усталые и довольные интересным днем, разошлись по номерам. Впереди еще было три дня странствий.

День 2

При описании первого дня было сказано, что программа оказалась более чем насыщенной. Первое, что хочется сделать - взять свои слова обратно. Насыщенный день получился сегодня. Его итог - автобус ленивых вареников. Впрочем, обо всем по порядку.
Утро наши гимназисты встретили в Петропавловской крепости, гуляя по живописным бастионам и изучая историю основания Санкт-Петербурга. Несмотря на интересное времяпрепровождение, ребята долгое время оставались сонными и окончательно проснулись лишь в полдень. Будильником послужил, как вы, наверное, догадались, полуденный артиллерийский выстрел со стены Нарышкина бастиона. Своим оглушительным залпом он выбил остатки сна из юных голов. Экскурсия в тюрьму Трубецкого бастиона прошла на одном дыхании.


После небольшого обеда была поставлена новая образовательная цель - ребята собрались брать Зимний. Обойти все залы Эрмитажа за один раз - нереально, но попытки все же были предприняты. Каждый нашел здесь что-то свое. Дарья Макаровская и Анастасия Луковникова, например, окунулись в мир знаменитых полотен художников всех времен. Пока компания под руководством Гриневой Насти восхищалась убранством дворца, другая Настя - Самоделкина собрала собственную археологическую экспедицию. В ее состав попали самые отвязные романтики класса - Никита Лобков с картой музея, с которой никогда не расстается, Сергей Логинов, а также Михаил Сергеевич, праздно прогуливавшийся до этого момента по Эрмитажу. Экспедиция не без труда нашла залы, посвященные древностям Сибири. Восхищение древними экспонатами не знало границ. Анастасия нашла наших древних предков очень сильными духом людьми. Их быт, обычаи – всё говорит о том, что человек способен выжить даже в условиях сибирских морозов. Больше всего поразил оседланный олень.
Одним словом, Эрмитаж впечатлил, пленил, поразил. Каждый пообещал себе вернуться сюда вновь.


День клонился к завершению. Хотелось еще повеселиться, но, к сожалению, ждал автобус. До глубокого вечера ребята катались по Петербургу, погружаясь в его таинственную атмосферу. Вернулись поздно, лишенные сил, зато полные впечатлений. Наступающий день сулил увлекательное путешествие в место, хорошо известное ученикам Пушкинского дома - Царское село.

День 3

Утро третьего дня решило напомнить нам, в каком городе мы находимся. Завтракали ребята, любуясь на снегопад. На этом погодные капризы города на Неве закончились и выглянуло гостеприимное солнышко, как бы говоря о том, что пора ехать в гости к Пушкину. Сонные гимназисты загрузились в автобус и отправились на экскурсию в Царское село.

Размах и роскошь Екатерининского дворца и парка поражают. Хочется сказать огромное спасибо тем, кто работает в музеях. Собрать и сохранить эту красоту – подвиг, а ведь эти места прошли через все ужасы Великой Отечественной войны. У ребят навернулись слезы на глаза, когда нам рассказали, что творилось во дворце во времена фашистской оккупации. Снаряд, влетевший в большой зал дворца, разграбленный лицей, украденные и испорченные полотна знаменитых художников – это не дело рук человека, на такое способно только чудовище. Однако, теперь небо спокойное, снаряды пылятся на складе, а ребята, насладившись архитектурным ансамблем дворца, отправляются в лицей.

Лицей нам показался каким-то особенно родным. Взять хотя бы множество внешних сходств Царскосельского лицея и нашего Пушкинского дома. Зал, где проводились официальные мероприятия стилистически схож с таким знакомым залом Пушкинского дома, уютные небольшие классы, лестницы, одним словом – всё родное. Полагаю, что многие представили себя в роли учеников лицея, мысленно перебросились с Александром Сергеевичем парой стихотворных строк, да и отчалили дальше. А дальше была кунсткамера.

Кунсткамера произвела не самое сильное впечатление, скорее просто пробудила интерес к истории. Коллекция заспиртованных фрагментов тел никого не испугала, зато инструменты Михаила Васильевича Ломоносова и Петра I, макет химлаборатории, и прочие интересности заставили в музее задержаться.

Вечер друзья провели, гуляя по Петербургу, поедая пышки в местной кондитерской, атакуя знаменитый дом книги, и ожидая прибытия горячей сочной пиццы. Впереди оставался всего день, но и он обещал быть незабываемым.

День 4

Последний день в Санкт-Петербурге был тяжелым - как физически, так и морально. Утро началось с квеста по памятным местам блокадного Ленинграда. Гимназистам и их родителям предстояло как следует побегать по центру города, выполняя задания связанные с историей этих страшных военных дней. Найти место, где житель блокадного Ленинграда мог набрать воды, отыскать радиорепродуктор, узнать подробности жизни простых людей в годы блокады - вот, что ждало нас в это утро. Проходя по этим местам днем ранее, никто и не замечал следов развернувшейся здесь трагедии. Во время квеста дети научились вглядываться в детали, замечать следы от разрыва снарядов на фасадах зданий.


А дальше было одно из самых сильных впечатлений за всю поездку - посещение Пискаревского мемориала, посвященного жертвам блокады.
Осмелюсь сказать, что эта поездка была одной из самых важных за все 4 дня. Во время минуты молчания у вечного огня из глаз детей и взрослых катились слезы. Очень сложно сейчас описать, что происходило внутри каждого, кто стоял тогда рядом. Глядя на всё это, понимаешь, что нет на планете ничего более ценного, чем мирное небо над головой. Все житейские проблемы перестают иметь значение, когда смотришь на дневники жителей блокадного Ленинграда, на кадры документальной съемки, когда держишь в руках медаль за оборону Ленинграда, взятую из рук экскурсовода, чья бабушка чуть было не умерла от голода в это страшное время. Впервые я видел своих учеников такими – неулыбчивыми, молчаливыми. Сорванцы, которые ровно день назад прыгали по двору гостиницы, ожидая, когда им привезут пиццу, просто стояли, опустив взгляд: кто-то плакал, кто-то думал. Такие поездки нужны. Не для веселья, даже не для того, чтобы узнать новое. Все мы читали книги о войне, видели фильмы, посвященные военной теме. Но только в таких местах как Пискаревский мемориал человеческая душа обжигается, болит, но становится действительно более восприимчивой к человеческой боли.

Вот в таком состоянии нас забрал автобус. Пора было возвращаться домой.
Дорога пролетела незаметно, ребята пришли в себя после утренних событий, играли, смотрели фотографии, обнимались и мечтали о следующей поездке. Окончательно развеяла обстановку мирно ехавшая в Москву актриса Ольга Волкова. Артем Рубцов заметил её первым и началось... Ольга поняла, что спокойной дороги не получится, когда наш вагон встретил её бурей оваций. Далее была автограф-сессия. Одним словом, не дали ребята человеку отдохнуть. Спасло Ольгу то, что наш поезд прибыл на Ленинградский вокзал. Поездка удалась!

Заключение


Хочется выразить свою благодарность ученикам 8 класса Пушкинского дома, их родителям, замечательной и неповторимой Инне Андреевне, нашим организаторам, экскурсоводам. Без этих людей не получилось бы такого путешествия. Спасибо и Санкт-Петербургу, его приветливым жителям, его улицам и памятникам, дворцам и каналам. Это были замечательные каникулы.

Больше фотографий и видеозаписей можно найти в фотогалерее и видеотеке сайта, следите за обновлениями данных разделов.