Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ

Наследники Ломоносова

«УГ Москва», №20 от 19 мая 2009 года

Сегодня многие учителя, родители, ученые ломают голову, как разжечь у детей угасший интерес к знаниям, как возбудить у них любовь к чтению. В гимназии №1530 нет ни той, ни другой проблемы. Ее ученики могут самостоятельно путешествовать по стране знаний, учение для них неиссякаемая потребность в постижении нового, увлекательного, причем они становятся настоящими исследователями той или иной проблемы, той или иной темы. Для пришедших сюда впервые удивительно будет услышать, о чем говорят ребята на переменах. Это и обсуждение какой-то сложной математической задачи, которую можно решить многими нестандартными способами, или какой-то книги, непременно классической, и музицирование на фортепиано. (Пианино есть на каждом этаже.)

Гимназия №1530 «Школа Ломоносова» основана на базе школы №367 пятнадцать лет назад. Концепция ее строится на педагогических идеях Ломоносова, главная из них - развитие таланта, заложенного в каждом ребенке. Руководит гимназией заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, лауреат Гранта Москвы Евгения Викторовна Кузнецова. Среди преподавателей - доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, заслуженные учителя России, учителя высшей категории.

Ежегодно все сто выпускников продолжают образование в престижных вузах столицы МГУ, РГГУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана.

Особая форма обучения - Ломоносовские исследовательские лаборатории, где под руководством учителей и ученых-специалистов ребята готовят индивидуальные проекты. В Ломоносовское научное общество входят философское общество и химическая лаборатория, литературное общество «Русская старина» и социологическая лаборатория, физическое, экологическое общества, историческая лаборатория и другие объединения. О результатах своих исследований гимназисты сообщают на научно-практической конференции - Ломоносовских чтениях.

В конце 80-х годов прошлого века гимназия, тогда еще школа №367, стала профильной. Тогда был организован математический, естественно-научный и гуманитарный профили.

- Ломоносов, - говорит Евгения Викторовна, - рассматривал гимназию как предтечу университета и считал, что юношество нужно готовить к широкому университетскому образованию.

Слова Михаила Васильевича «Через ученье счастлив будет» стали девизом всей жизни гимназии. Педагогическому коллективу под руководством Евгении Кузнецовой удалось создать единую урочно-внеурочную систему. При этом главное внимание уделяется индивидуализации образования. Если с 5-го по 9-й класс дети обучаются по единой программе, углубляя и расширяя свои знания на дополнительных занятиях, то в старших классах гимназисты могут заниматься по индивидуальным учебным планам.

Таким образом, дается каждому ребенку возможность «найти свою познавательную траекторию». Он выбирает предметы, которые хотел бы изучать на углубленном уровне и которые входят в базисный учебный план. Подросток может их брать и в неожиданном сочетании: литература и математика, иностранный язык и история, те предметы, которые ему нравятся, которые ему послужат и после поступления в вуз.

И что особенно нравится ребятам и их родителям - возможность изучать науки, дисциплины сверх учебного плана. Скажем, логику, психологию, риторику, разные элективные курсы: зарубежную литературу, философию естествознания, практикумы по изучению различных иностранных языков. А еще можно выбирать и форму обучения - одного из предметов и даже учителя, определяясь в ту или иную группу, изучающую нужную ему дисциплину.

Учеба продолжается в разных творческих лабораториях. Здесь идет продолжение творческой деятельности в научном плане. Есть большой цикл гуманитарно-эстетического направления, художественная, танцевальная студии.

Два года назад в гимназии был открыт Пушкинский филиал, который находится в старинном особняке неподалеку. Особняк имеет особую историю. К столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина было принято постановление о создании шести пушкинских училищ. Покровителем одного из них был старший сын поэта Александр Александрович. Теперь в этом здании и находится Пушкинский филиал Ломоносовской гимназии. Там особенно глубоко изучаются предметы гуманитарно-эстетического цикла. Есть уникальные мастерские - архитектурная и художественная. Это позволяет раскрывать художественные дарования детей.

Второй этаж гимназии полностью гуманитарный. Скажем, одна часть рекреации посвящена Серебряному веку. Портреты поэтов: Гумилева, Северянина, Кузьмина, а также художников той эпохи, есть литературная гостиная «У камина», Булгаковский кабинет.

Учитель мировой художественной культуры Елена Олеговна Гайская рассказывает:

- МХК в нашей гимназии занимает ведущее место. Наши выпускники отличаются хорошим художественным вкусом. Они свободно ориентируются в мировой художественной культуре. Умеют анализировать художественные произведения.

Гимназию №1530 вполне можно назвать гуманитарным учебным заведением в самом широком смысле этого слова. Не важно, какие предметы углубленно изучает ребенок, он все равно получает разностороннее, в том числе и гуманитарное, образование. Ведь и сам великий ученый увлекался широким спектром наук и преуспел в них.

В гимназии все проникнуто духом Ломоносова. В день его рождения - 19 ноября - устраивается бал. А кафедра естествознания «Енот», которую возглавляет Евгения Кузнецова, проводит научную конференцию, на которой не ребята, а учителя выступают со своими исследованиями, со своими находками, научными разработками. Такой опыт очень интересен и коллегам, и детям, позволяет объединить гимназистов и преподавателей, одинаково устремленных к исследованию. Так воспитываются гимназисты-исследователи в самом широком понимании.

Сегодня гимназия №1530 является экспериментальной площадкой трех экспериментов: по проблемам обучения по индивидуальным учебным планам, языковому образованию, обучению одаренных детей, разработке новых педагогических технологий. Эксперименты хорошо вписываются в систему гимназического образования и способствуют поиску новых подходов в обучении детей.

За эти годы сложились многие традиции. Это гимназический бал и посвящение в гимназисты. Каждый такой праздник обязательно связан с какой-то определенной темой, которая привлекает своей познавательной сутью. В этом году он назывался «Бал при дворе короля Артура», в прошлом - Пушкинским. При подготовке учитывается и содержательная сторона, и романтическая. Последняя раскрывается в танцах, стихах, в участии исторических и литературных персонажей.

14 декабря - другая важная дата для гимназистов и их наставников. Это открытие Ломоносовского музея, где происходят конференции, встречи с потомками Ломоносова, с учеными-ломоносоведами. В этот же день родился шекспировский театр «Глобус». Юные актеры ставят полноценные шекспировские трагедии и комедии. Руководит театром заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики Дмитрий Порус.

В Новый год проходит капустник «Училки-шоу», когда не дети, а преподаватели поздравляют их.

К имеющимся обществам и лабораториям добавляются новые. В начале 90-х годов возникла психологическая лаборатория. Сначала она объединяла всего 16 человек. Они консультировали, тренировали учителей, а также подготовили цикл уроков с первого по одиннадцатый класс. На первых порах само понятие «психология» воспринималось с отторжением. Но прошло время, и общей культурой в гимназии стала область психического здоровья.

Возникло экологическое общество, которым руководит Галина Борисовна Журбинская. Экология теперь входит в число выпускных предметов. Сейчас оно насчитывает около четырехсот человек. Ежегодно гимназия отмечает праздник экологического общества, которое объединяет учителей, учеников и бывших выпускников. Галина Борисовна создала зону экологии человека, которая сегодня только начинает постигаться.

Сейчас гимназисты готовятся к празднованию юбилея Михаила Васильевича Ломоносова. В этом году им удалось в день рождения великого ученого пригласить кинорежиссера фильма «Звезда Ломоносова». Ребята первыми посмотрели уже отснятые пять из двенадцати серий. Они были подарены музею Ломоносова.

Николай Головкин. Наследники Ломоносова