Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ

Почему при хороших интеллектуальных данных ребенок может быть не готов к школьному обучению?

Психологическая лаборатория получает много вопросов, касающихся психологической готовности к школе и различных аспектов, связанных с этим. Многих родителей волнует вопрос, почему при хороших интеллектуальных данных ребенок может быть не готов к школьному обучению?

Ранее психологическая лаборатория уже освещала вопрос психологической готовности к школьному обучению http://gym1530.mskobr.ru/files/psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.pdf. Психологическая готовность складывается из нескольких компонентов, первым и самым важным, на наш взгляд, из которых является личностная готовность. Под личностной готовностью подразумевается:

  • социальная готовность: коммуникативные навыки ребёнка, его умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми; сформированность так называемой «позиции школьника», т.е. понимание необходимости субординации и соблюдения определенных ролей;
  • мотивационная готовность (наличие учебной мотивации);
  • эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

Чаще всего при подготовке к школе дети бывают перегружены различными знаниями, которые им придется демонстрировать на собеседованиях и после поступления в школу, и очень мало внимания при этом уделяется их желанию идти в школу и тем мотивам, которые за этим желанием кроются. Современный ритм жизни, занятость родителей и самих детей приводит к иллюзорному представлению о том, что детям и так понятно, что такое «школа», зачем туда ходят, и что там делают. К сожалению, это не так. Многие дети имеют очень отрывочные представления об этих вопросах: «там будут каникулы», «в 7 лет уже в школу ходят, мне 7, а я еще в садике» и т.д. Неадекватные ожидания нередко приводят к разочарованиям. Если ребенок не знает, с чем столкнется в школе, если он не хочет туда идти и у него отсутствует внутренняя познавательная мотивация, ему будет сложно и неинтересно учиться.

Задача родителей и педагогов, которые занимаются с ребенком, не только развить память, внимание, мышление, тренировать усидчивость и волю ребенка, но и постараться заинтересовать ребенка школой. Ребенку необходимо знать, что школа – это не просто место, где он будет «получать знания», а целый мир, в котором есть свое расписание и режимные моменты, свои праздники и традиции, есть уроки и перемены, и правила поведения на них; неплохо рассказать, какие именно предметы будут у первоклассника в школе и т.д. С будущим первоклассником можно и поиграть в школу, ведь игра все еще остается ведущей деятельностью ребенка и наиболее для него легким способом усвоения новой информации. Кроме того, в школах бывают Дни открытых дверей, куда можно прийти с ребенком и посмотреть класс, в котором он будет учиться, познакомиться с учителем. Одним словом, чем больше ребенок будет знать о школе, тем спокойнее и увереннее он будет себя там чувствовать как в первые дни, так и в течение всего учебного года. Все это и будет формированием познавательной мотивации ребенка, его желания учиться.