Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ

Ребёнок совершенно не хочет учиться, не старается, домашнее задание практически не делает, не переживает по поводу "двоек"

Добрый вечер! У меня ребёнок учится в 6 классе и уже совершенно не хочет учиться, не старается, домашнее задание не делает практически (хотя мне говорит, что все сделано), а потом получает двойки. Из-за оценок тоже абсолютно не переживает. Мои разговоры по поводу важности образования пока вызывают только отрицательную реакцию. Не знаю, как быть и как донести, что это очень важно и надо учиться, и при этом не превратиться в родителя-цербера. Помогите, пожалуйста найти с ребёнком общий язык.


Добрый день, Екатерина. Мы понимаем Ваше волнение за психологическое благополучие Вашего ребенка. Вы затронули одну из наиболее распространенных и актуальных вопросов подросткового возраста. К сожалению, в своем обращении Вы акцентируете внимание лишь на образовательном моменте, но хотелось бы знать, как организован досуг ребенка, есть ли у него какие-то увлечения и интересы, насколько широк круг его друзей, - все это играет немаловажную роль в его развитии и в том числе в формировании его позиции школьника.

Дело в том, что в период 11-12 лет подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Однако необходимо отметить поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также практически полное отсутствие их связи со школьной программой. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Наравне с характерной для подростков «модой на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет, подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника. Необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

Как все это относится к заявленной Вами теме? Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний – существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучат, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающий вид формализма, наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, в восхождении от абстрактного к конкретному. Одна из основных причин, как и в первом случае, - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Как можно помочь подростку преодолеть эти проблемы:

  • Развивайте временную перспективу, это поможет подростку понять, более четко представить себе, зачем ему необходимо образование.
  • Развивайте у ребенка целеполагание: умение выделять и формулировать привлекательную цель, умение формулировать и ставить задачи, которые необходимо решить последовательно для достижение поставленной цели.
  • Старайтесь показывать и объяснять ребенку, как можно применить полученные теоретические знания на практике. Старайтесь заинтересовать ребенка практической стороной тех явлений, которые ему непонятны. Возникнет интерес – появится внутренняя потребность разобраться в происходящем.
  • Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений, действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а так же применять свои знания в жизни.
  • Научите ребенка анализировать свои увлечения, понимать, чем они его привлекают. Это поможет ему найти что-нибудь привлекательное для себя и в других областях, тем самым, расширяя свой кругозор и сферу своих интересов.
  • Для формирования волевых качеств подростку требуется привлекательная цель, чтобы ради нее осуществлять волевые усилия. Волю нельзя воспитать на отдельных занятиях. Поэтому важно использовать для этой цели увлечения школьника, поддерживая и укрепляя в нем возникшие намерения. Помните, что цель для школьников должна быть действительно значимой, а не искусственно заданной.
  • Формируйте у подростка необходимые для достижения цели нравственные качества.
  • Расскажите подростку о следующем приеме, который поможет сохранить ему воодушевление при достижении цели. Пусть он максимально ярко, во всех деталях, представит себе конечный результат своих действий и внутренние чувство радости от завершения дела. Именно это чувство и будет двигать подростком к намеченной цели, представляя собой своеобразный энергетический и эмоциональный ресурс.
  • Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временных характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его даже самых странных увлечениях позитивное начало.
  • Укрепляйте самооценку ребенка. Помогите ему научиться анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поможете сохранению его интереса к увлечению.
  • Поддерживайте подростка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.
  • Концентрируйте его внимание на уже достигнутых в прошлом успехах и не забывайте отмечать достижения!