Наследники Ломоносова 05.09.2016

«УГ Москва», №20 от 19 мая 2009 года

Сегодня многие учителя, родители, ученые ломают голову, как разжечь у детей угасший интерес к знаниям, как возбудить у них любовь к чтению. В гимназии №1530 нет ни той, ни другой проблемы. Ее ученики могут самостоятельно путешествовать по стране знаний, учение для них неиссякаемая потребность в постижении нового, увлекательного, причем они становятся настоящими исследователями той или иной проблемы, той или иной темы. Для пришедших сюда впервые удивительно будет услышать, о чем говорят ребята на переменах. Это и обсуждение какой-то сложной математической задачи, которую можно решить многими нестандартными способами, или какой-то книги, непременно классической, и музицирование на фортепиано. (Пианино есть на каждом этаже.)

Гимназия №1530 «Школа Ломоносова» основана на базе школы №367 пятнадцать лет назад. Концепция ее строится на педагогических идеях Ломоносова, главная из них - развитие таланта, заложенного в каждом ребенке. Руководит гимназией заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, лауреат Гранта Москвы Евгения Викторовна Кузнецова. Среди преподавателей - доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, заслуженные учителя России, учителя высшей категории.

Ежегодно все сто выпускников продолжают образование в престижных вузах столицы МГУ, РГГУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана.

Особая форма обучения - Ломоносовские исследовательские лаборатории, где под руководством учителей и ученых-специалистов ребята готовят индивидуальные проекты. В Ломоносовское научное общество входят философское общество и химическая лаборатория, литературное общество «Русская старина» и социологическая лаборатория, физическое, экологическое общества, историческая лаборатория и другие объединения. О результатах своих исследований гимназисты сообщают на научно-практической конференции - Ломоносовских чтениях.

В конце 80-х годов прошлого века гимназия, тогда еще школа №367, стала профильной. Тогда был организован математический, естественно-научный и гуманитарный профили.

- Ломоносов, - говорит Евгения Викторовна, - рассматривал гимназию как предтечу университета и считал, что юношество нужно готовить к широкому университетскому образованию.

Слова Михаила Васильевича «Через ученье счастлив будет» стали девизом всей жизни гимназии. Педагогическому коллективу под руководством Евгении Кузнецовой удалось создать единую урочно-внеурочную систему. При этом главное внимание уделяется индивидуализации образования. Если с 5-го по 9-й класс дети обучаются по единой программе, углубляя и расширяя свои знания на дополнительных занятиях, то в старших классах гимназисты могут заниматься по индивидуальным учебным планам.

Таким образом, дается каждому ребенку возможность «найти свою познавательную траекторию». Он выбирает предметы, которые хотел бы изучать на углубленном уровне и которые входят в базисный учебный план. Подросток может их брать и в неожиданном сочетании: литература и математика, иностранный язык и история, те предметы, которые ему нравятся, которые ему послужат и после поступления в вуз.

И что особенно нравится ребятам и их родителям - возможность изучать науки, дисциплины сверх учебного плана. Скажем, логику, психологию, риторику, разные элективные курсы: зарубежную литературу, философию естествознания, практикумы по изучению различных иностранных языков. А еще можно выбирать и форму обучения - одного из предметов и даже учителя, определяясь в ту или иную группу, изучающую нужную ему дисциплину.

Учеба продолжается в разных творческих лабораториях. Здесь идет продолжение творческой деятельности в научном плане. Есть большой цикл гуманитарно-эстетического направления, художественная, танцевальная студии.

Два года назад в гимназии был открыт Пушкинский филиал, который находится в старинном особняке неподалеку. Особняк имеет особую историю. К столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина было принято постановление о создании шести пушкинских училищ. Покровителем одного из них был старший сын поэта Александр Александрович. Теперь в этом здании и находится Пушкинский филиал Ломоносовской гимназии. Там особенно глубоко изучаются предметы гуманитарно-эстетического цикла. Есть уникальные мастерские - архитектурная и художественная. Это позволяет раскрывать художественные дарования детей.

Второй этаж гимназии полностью гуманитарный. Скажем, одна часть рекреации посвящена Серебряному веку. Портреты поэтов: Гумилева, Северянина, Кузьмина, а также художников той эпохи, есть литературная гостиная «У камина», Булгаковский кабинет.

Учитель мировой художественной культуры Елена Олеговна Гайская рассказывает:

- МХК в нашей гимназии занимает ведущее место. Наши выпускники отличаются хорошим художественным вкусом. Они свободно ориентируются в мировой художественной культуре. Умеют анализировать художественные произведения.

Гимназию №1530 вполне можно назвать гуманитарным учебным заведением в самом широком смысле этого слова. Не важно, какие предметы углубленно изучает ребенок, он все равно получает разностороннее, в том числе и гуманитарное, образование. Ведь и сам великий ученый увлекался широким спектром наук и преуспел в них.

В гимназии все проникнуто духом Ломоносова. В день его рождения - 19 ноября - устраивается бал. А кафедра естествознания «Енот», которую возглавляет Евгения Кузнецова, проводит научную конференцию, на которой не ребята, а учителя выступают со своими исследованиями, со своими находками, научными разработками. Такой опыт очень интересен и коллегам, и детям, позволяет объединить гимназистов и преподавателей, одинаково устремленных к исследованию. Так воспитываются гимназисты-исследователи в самом широком понимании.

Сегодня гимназия №1530 является экспериментальной площадкой трех экспериментов: по проблемам обучения по индивидуальным учебным планам, языковому образованию, обучению одаренных детей, разработке новых педагогических технологий. Эксперименты хорошо вписываются в систему гимназического образования и способствуют поиску новых подходов в обучении детей.

За эти годы сложились многие традиции. Это гимназический бал и посвящение в гимназисты. Каждый такой праздник обязательно связан с какой-то определенной темой, которая привлекает своей познавательной сутью. В этом году он назывался «Бал при дворе короля Артура», в прошлом - Пушкинским. При подготовке учитывается и содержательная сторона, и романтическая. Последняя раскрывается в танцах, стихах, в участии исторических и литературных персонажей.

14 декабря - другая важная дата для гимназистов и их наставников. Это открытие Ломоносовского музея, где происходят конференции, встречи с потомками Ломоносова, с учеными-ломоносоведами. В этот же день родился шекспировский театр «Глобус». Юные актеры ставят полноценные шекспировские трагедии и комедии. Руководит театром заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики Дмитрий Порус.

В Новый год проходит капустник «Училки-шоу», когда не дети, а преподаватели поздравляют их.

К имеющимся обществам и лабораториям добавляются новые. В начале 90-х годов возникла психологическая лаборатория. Сначала она объединяла всего 16 человек. Они консультировали, тренировали учителей, а также подготовили цикл уроков с первого по одиннадцатый класс. На первых порах само понятие «психология» воспринималось с отторжением. Но прошло время, и общей культурой в гимназии стала область психического здоровья.

Возникло экологическое общество, которым руководит Галина Борисовна Журбинская. Экология теперь входит в число выпускных предметов. Сейчас оно насчитывает около четырехсот человек. Ежегодно гимназия отмечает праздник экологического общества, которое объединяет учителей, учеников и бывших выпускников. Галина Борисовна создала зону экологии человека, которая сегодня только начинает постигаться.

Сейчас гимназисты готовятся к празднованию юбилея Михаила Васильевича Ломоносова. В этом году им удалось в день рождения великого ученого пригласить кинорежиссера фильма «Звезда Ломоносова». Ребята первыми посмотрели уже отснятые пять из двенадцати серий. Они были подарены музею Ломоносова.

Николай Головкин. Наследники Ломоносова