Школьная служба примирения


Дорогие друзья! В нашей школе создана Школьная служба примирения. Школьная служба примирения (ШСП) — объединение участников образовательного процесса, созданное в образовательной организации для урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в рамках принципов восстановительного подхода.

Поскольку конфликт – это не только проблема, которую надо решить, но еще и точка возможного роста и развития личности, для реализации этой возможности, разрешения конфликтной ситуации с максимальной пользой для обеих сторон, существует ШСП.

Специалист школьной службы примирения (ведущий восстановительных программ, медиатор) умеет создавать доверительную атмосферу, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей.

Согласно Стандарту ШСП, восстановительный подход призван использовать в педагогической деятельности восстановительных ценностей и принципов, способствующих:

- самостоятельному разрешению конфликтной ситуации в безопасной и недирективной атмосфере, организуемой службой примирения; - межличностному взаимодействию без применений манипуляции, давления, угроз или силы;

- принятию ответственной позиции обидчиком (причинившим другому вред или обиду) как самостоятельное исправление негативных последствий своего поступка и заглаживание причиненного пострадавшему вреда;

- прекращению вражды, взаимопониманию и восстановлению отношений между сторонами конфликта; - душевному исцелению пострадавшего в конфликтной ситуации за счет открытого диалога и раскаяния обидчика;

- составление сторонами конфликта плана их действий, не допускающего повторение подобного в будущем;

- восстановлению у родителей, конфликтующих взаимопонимания и конструктивной родительской позиции, поддержка выработанных договоренностей со стороны одноклассников, а также значимых и уважаемых людей;

- изменению установок при реагировании на конфликты и правонарушения с административно-карательных на восстановительные для улучшения психологической атмосферы в классе, группе, школе.

Основной в практике восстановительного подхода является встреча и непосредственная коммуникация всех участников конфликтной ситуации. Коновалов А.Ю., руководитель направления «Школьные службы примирения»  Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», утверждает, что работа ШСП направлена на:

1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные ситуации. Этот процесс становится возможным за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества».

2. Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания.

3. Развитие форм воспитания, основанных на восстановительных практиках. Например:

• Проведение переговоров для налаживания взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, чтобы они могли понять друг друга и увидеть в каждом человека со своим внутренним миром и интересами, исходя из личностных, а не из ролевых отношений.

• Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблемных вопросов.

 • Использование восстановительных практик на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, в классном руководстве, на педагогических советах, в методических объединениях, в работе профсоюза учителей как профилактики профессионального выгорания педагогов и как профилактики стрессов у учащихся при подготовке к экзаменам и пр.

• Выявление потенциально конфликтных ситуаций и работа по снижению риска возникновения конфликтов.

• Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации и другим типам восстановительных программ.

Работа ШСП основывается на следующих принципах:

  1. Нейтральность
  2. Добровольность участия
  3. Конфиденциальность
  4. Ответственность сторон за выработку решений и их выполнение

Состав нашей Школьной службы примирения:

Куратор службы – Федосова Ксения Борисовна, педагог-психолог, тел. 8-916-621-75-87.

Волонтер службы – Солодова Елена Борисовна, педагог-психолог.